Социальная работа с семьями, лицами с проблемой инвалидности

Социальная помощь и поддержка семей, с проблемой инвалидности.

Долгое время поддержка инвалидов преимущественно рассматривалась на уровне медицинского обслуживания, целевых денежных выплат и адресного предоставления каких-либо льгот имущественного характера.

В последнее время социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится на укреплении социальной позиции людей с ограниченными возможностями.

Так более активно решаются вопросы (доступности архитектурной среды для людей этой категории): оборудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов, оборудованных специальными спортивными тренажерами, бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего общественного пассажирского транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования.

Причины, приводящие к инвалидности.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», – поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «…значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности
и социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация – нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов – в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);

ограничение подвижности (неспособность передвигаться во времени и пространстве);

ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.

Основные проблемы семей с детьми-инвалидами.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы
с появлением ребенка с ОВЗ увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, редко можно встретить семьи, у которых имеется отдельная комната или специальные приспособления для воспитания ребенка-инвалида.

В большинстве семей возникают проблемы, связанные с приобретением специальных продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Появление в семье ребенка с ОВЗ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком – единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена подрабатывать ночью (обычно – это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе за ребенком-инвалидом помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВЗ.

Нередко семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВЗ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВЗ, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.

Дети с ОВЗ обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная реабилитация детей с ОВЗ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное – научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Инвалидность существенно ограничивает жизнедеятельность, способствуя социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. В связи с этим, усилия и ресурсы социальных служб направлены на оказание помощи этой категории населения.

Социальная работа с данной категорией людей основывается на предоставлении социальных услуг центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым и социальной реабилитации в «Центре реабилитации детей и молодежи».

При осуществлении деятельности по планированию, организации и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки семей, детей и молодежи, с проблемой инвалидности, ГБУ РК ЦСССДМ осуществляет межведомственное взаимодействие с органами местного самоуправления, учреждениями здравоохранения, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего образования, учреждениями социальной защиты населения, правоохранительными органами, органами службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, действующими на территории муниципальных образований Республики Крым.

Виды социальной помощи и поддержки (услуги):

социальный патронаж – обследование, оценка потребностей, определение путей решения основных проблем, составление индивидуальной программы социального патронажа, привлечение получателя услуги (его представителя) к выполнению индивидуальной программы социального патронажа, оценка результатов выполнения индивидуальной программы социального патронажа; регулярные встречи или посещения получателя услуги с целью мониторинга выполнения поставленных задач, содействие в получении других услуг, организации взаимодействия с другими субъектами социального сопровождения, помощь в осознании значения действий и/или развитие умения управлять ими; психологическое консультирование; психологическая поддержка;

консультирование, перенаправление – помощь в анализе жизненной ситуации, определении основных проблемных вопросов, пути их решения, психологическое консультирование, содействие в получении правовой помощи; предоставление контактов служб или учреждений, куда необходимо обратиться за соответствующей помощью, о заведениях, которые могут предоставить услуги, условия получения социальных услуг и т.п.; при обнаружении потенциального получателя социальных услуг, которым являются лицо или семья, где одному или нескольким членам семьи установлена инвалидность, при необходимости оказание содействия в перенаправлении в реабилитационное учреждение для инвалидов, детей – инвалидов, консультирование по оформлению гарантированных государством льгот, гарантий, услуг, пособий и других выплат; содействие в обеспечении инвалидов и детей – инвалидов техническими средствами реабилитации, информирование ответственного структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;

представительство интересов – ведение переговоров от имени получателя социальных услуг, помощь в оформлении или восстановлении документов, содействие в регистрации места жительства или пребывания, помощь в розыске родных и близких, восстановлении семейных и социальных связей, содействие в обеспечении доступа к ресурсам и услугам по месту жительства/пребывания, установлении связей с другими специалистами, службами, организациями, предприятиями, органами, учреждениями, и т.п.;

социально-правовые услуги: консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; оказание правовой помощи; консультирование по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов); социально-правовая защита семей;

социально-экономические услуги: содействие в решении вопросов трудоустройства, выбора профессии, повышения квалификации, в поиске постоянной или временной работы;

социально-бытовые услуги: содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению; содействие в организации обучения детей в школе; содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния; содействие в получении направления в специальные учреждения здравоохранения на санаторное лечение и в стационарные учреждения социального обслуживания; помощь в организации летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей;

социально-медицинские услуги (с привлечением специалистов): обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними; санитарно-просветительская работа с семьями; социально-медицинский патронаж;

социально-психологические услуги (с привлечением специалистов): психологическое консультирование; психологическая диагностика и обследование личности (детей и родителей); психопрофилактическая работа; беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса; психологические тренинги по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации; психологические консультации по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей, методике семейного воспитания; психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей, нарушений супружеских отношений; распространение среди семей психологических знаний;

социально-педагогические услуги (с привлечением специалистов): социально-педагогическая диагностика и обследование личности; педагогическая коррекция с привлечением профильных специалистов (занятия с логопедом, дефектологом, занятия по творчеству, конструктивной и театрально-игровой деятельности, библиотерапии, музыкотерапии, спортивные занятия и др.); социально-педагогическое консультирование по вопросам: отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методики семейного воспитания; налаживания межличностных и внутрисемейных отношений; преодоления семейных конфликтов; ранней профориентации детей и их трудоустройства; распространение и популяризация среди населения педагогических знаний; оказание педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния; обучение родителей основам реабилитации детей
в домашних условиях; подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная
и кружковая работа, другие культурные мероприятия).

Основная цель работы ГБУ РК ЦСССДМ создание условий для позитивной социализации семей с проблемой инвалидности, успешной интеграции в общество детей и молодежи с функциональными ограничениями.

К основным направлениям деятельности относятся:

Мониторинг жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, лиц с проблемой инвалидности, качества и результативности предоставляемой им помощи и поддержки.

Выявление семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, лиц с проблемой инвалидности проведение необходимых процедур для принятия решений об организации социального патронажа или предоставлении им социального сопровождения.

Профилактика – определение рисков социальной адаптации, разработка программ профилактической работы.

Диагностика (индивидуальная и групповая) – дифференцированный учет лиц, семей с проблемой инвалидности, определение необходимых форм помощи и периодичности ее предоставления, определение ресурсов лица, семьи для успешной адаптации и социализации.

Социальная помощь и поддержка – оказание информационно-консультативной, социально-правовой, медико-психологической и иных форм социальной помощи.

Отработка механизмов межведомственного взаимодействия по обеспечению социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, лиц с проблемой инвалидности.