Информационно-методические материалы для специалистов по социальной работе: «Информационная безопасность несовершеннолетних»

В пособии раскрывается сущность проблемы информационной безопасности ребенка, последствия информационного воздействия на ребенка, содержит методические рекомендации, как минимизировать воздействие информационных угроз на ребенка и научить его жить в мире информации. Пособие разработано для использования специалистами по социальной работе при проведении профилактической работы с родителями по вопросам информационной безопасности.

  1. Теоретические аспекты информационной безопасности

Согласно законодательству информационная
безопасность детей — это состояние защищенности детей, при
котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в
том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью,
физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Такую
защищенность ребенку могут и должны обеспечить, прежде всего,
значимые взрослые.

Информационная грамотность – поиск, интерпретация, оценка
различных источников информации, работа с видами учебных, деловых и
научно-популярных текстов.

Информационная культура – совокупность материальных и духовных
ценностей в области информации.

Медиаграмотность – это грамотное использование детьми и их
преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации,
развитие критического анализа содержания информации и привития
коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны
эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с
использованием сети Интернет (рекомендация Комитета министров
государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006).
Медиаграмотность является компонентом информационной
культуры. Наличие информационной культуры предполагает также степень
овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа
информации, особыми методами и технологиями.

 Информационный иммунитет – способность личности отражать
негативное влияние информационной среды, выражающаяся в умении
выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело
противостоять им. Адекватное восприятие и оценка информации, ее
критическое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей.

Информационная безопасность детей может быть
определена как защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия
информационной продукции на здоровье и психическое, духовное,
нравственное развитие, как создание условий информационной среды для
позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального
социального, личностного, познавательного и физического развития,
сохранения соматического, психического и психологического здоровья и
благополучия, формирования позитивного мировосприятия.

  • Механизмы государственного контроля и надзора в сфере информационной безопасности детей

Важное значение для надлежащего обеспечения информационной безопасности детей имеет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в данной сфере.

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила
информационной безопасности детей при обороте на территории России
продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной
продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а
также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных
сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств).

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию
детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения
среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей,
относится информация:

1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих
угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему
здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить
наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества,
табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и
напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх,
заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
2. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и
(или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные
действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к
родителям и (или) другим членам семьи;

4. оправдывающая противоправное поведение;

5. содержащая нецензурную брань;

6. содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей
определенных возрастных категорий, относится информация:

1. представляемая в виде изображения или описания жестокости,
физического и (или) психического насилия, преступления или иного
антиобщественного действия;

2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе
представляемая в виде изображения или описания в унижающей
человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания,
самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их
последствий;

3. представляемая в виде изображения или описания половых
отношений между мужчиной и женщиной;

4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к
нецензурной брани.

В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (введена Федеральным
законом от 28.04.2009 № 71-ФЗ) в целях содействия физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для
осуществления деятельности организаций, образующих социальную
инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети
Интернет).

С момента вступления в силу закона о защите детей, телевизионные
передачи и фильмы, не предназначенные для детского просмотра,
маркируются специальными значками, равноценными по величине
логотипам каналов. Значок должен оставаться на экране минимум 8 секунд с
момента начала передачи.

В целях защиты несовершеннолетних Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции. Законом запрещено распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий; призывающей к насилию и жестокости; содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе; использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения.

Контрольно-надзорные полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере информационной безопасности детей регламентируются общими нормами базовых федеральных законов:

Федеральный закон от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

– Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»;

– Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»;

– Федеральный закон от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

– Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

С 01.11.2012 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 о единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» регламентирована процедура включения Интернет-сайтов в реестр сайтов, содержащих информацию, распространение которой запрещено. Роскомнадзор определен ответственным органом за формирование реестра (http://eais.rkn.gov.ru/feedback/). Единый реестр доменных имен сайта Роскомнадзора http://eais.rkn.gov.ru/feedback/. В разделе «Прием сообщений» организован круглосуточный прием электронных обращений от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов запрещенной информации.

Иные субъекты общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию относятся:

Фонд развития интернет – http://fid.su. Целями создания Фонда являются поддержка проектов, связанных с развитием сети Интернет; содействие развитию глобальных информационных сетей; содействие развитию правового обеспечения в Сети. Фонд Развития Интернет открыл интернет-сайт «Дети России Онлайн» http://detionline.com/, призванный обеспечить безопасное использование Интернета детьми. На сайте Фонд представляет свои основные проекты, посвященные вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде.

Лига безопасного интернета – крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная при поддержке Минкомсвязи России в 2011 году для искоренения опасного контента путем самоорганизации профессионального сообщества, участников интернет-рынка и рядовых пользователей – http://ligainternet.ru/. В Лигу безопасного интернета входят ведущие телекоммуникационные операторы, IT– компании, интернет-ресурсы и общественные организации. Лига занимается проблемами безопасности детей в сети и является организатором различных мероприятий.

Линия помощи «Дети онлайн» — это единственная в России служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете. На Линии помощи «Дети Онлайн» работают профессиональные эксперты — психологи Фонда Развития Интернет и выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В условиях дефицита объективных данных Линия помощи остаётся одним из немногих надёжных и достоверных источников информации о спектре онлайн-угроз и их эволюции, а также о влиянии информационных технологий на здоровье и развитие детей и подростков. Служба Линия помощи «Дети Онлайн» включена в базу единого федерального номера телефона доверия для детей, подростков и их родителей. Обратиться на Линию помощи можно по телефону 8-800-25-000-15, бесплатно позвонив из любой точки страны, либо по электронной почте: helpline@detionline.com. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени.

  • Влияние СМИ на психическое развитие, здоровье
    и психологическое благополучие детей и подростков.

Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления
на свет, способна нести в себе информационные угрозы. СМИ являются не
только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и
мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Девальвируются и
высмеиваются бескорыстность, скромность, честность, целомудренность,
застенчивость. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных
социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей,
влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной
жизни. Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация,
исходящая от основных источников информации, а также от средств
информационного воздействия, оказывает определенное влияние на
получателя информации – ребенка. Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости). Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки.

Дети и подростки, в силу возраста не обладают
способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы
критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков,
принимают всю информацию, не понимая, что она может быть
противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Информационное
воздействие становится главным рычагом управления людьми.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности – обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. Для полноценного развития ребенка не нужно
создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно
заниматься развитием информационной безопасности личности ребенка.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской
безопасности в современном информационном пространстве – это предмет,
требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и
муниципального до регионального, государственного и международного.
Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в
Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон
закладывает правовые основы для кардинального преобразования
информационного пространства российского общества с учетом потребности
формирования социальной среды, благоприятной для полноценного
психического и нравственно–духовного развития детей.

           Для целенаправленной работы по формированию осознанного
самостоятельного умения детей выбирать безопасную информацию
 необходимо организовывать часы общения,
беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению уровня тревожности, формированию адекватной самооценки,
навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и
здоровью в Интернете.

  • Особенности восприятия негативной информации детьми
    разного возраста.

Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, или 0+.

Маленькие дети могут смотреть ненатуралистические изображения или описания физического и психического насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия. Программы, попадающие под эту категорию, не маркируются, поскольку разрешены к просмотру зрителям всех возрастных категорий. Современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что препятствует развитию его восприятия. Реальный сенсорный опыт дети могут получить только при
теплом тесном контакте, общении с родителями, близкими.
Непрекращающийся поток непонятных стимулов не способствует развитию
мышления и других психических функций. Детское мышление в этом возрастном периоде характеризуется центризмом, проявляется в том, что ребенок, вычленяя из целого отдельные части, не может связать их друг с другом и с целым, он не способен установить связи между разными деталями ситуации, не способен отделить причину и следствие. Вряд ли взрослые после просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, правильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они делают в своей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты.
Еще один немаловажный момент: дети смотрят фильмы перед сном
одни, родители приходят позже, когда надо выключать телевизор. Самым
лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, где близкий человек
читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает (!)
отследить сюжет, задает интересующие его вопросы, ему становится понятен
стиль, язык сказки. Сказка способствует развитию воображения ребенка,
выполняющая в этом возрасте аффективно-защитную функцию (уход от
переживаний благодаря воображаемой ситуации). А главное, значимый
взрослый становится проводником для ребенка, знакомит его с миром Добра
и Зла, помогает сориентироваться в ценностных ориентациях, морали.
В связи с этим особо стоит отметить, что информация в любом ее виде
должна заканчиваться торжеством Добра над Злом.
В последние годы все чаще и чаще родители жалуются на задержку
речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало разговаривают, их
речь бедна, ни окрашена, наблюдаются примитивные фразы. Активное
формирование речи происходит в диалоге со взрослыми, причем
включенность ребенка идет не только на уровне артикуляции, но и на уровне
мыслей, действий, чувств, переживаний. Для того, чтобы ребенок заговорил
необходима его включенность в практическую познавательную деятельность,
на фоне которой идет параллельное развитие мышления, воображения,
овладения своим поведением, осознания себя, выстраивания отношений с
другими. Идет освоение внутреннего диалога с самим собой.
Если нет этой внутренней речи, значит нет уверенности в своих
действиях, такие дети становятся полезависимыми от мнения других,
зависимы от внешних воздействий, они не могут удержать ни содержание, ни
реализацию цели. Когда ребенок остается один на один с видеофильмами
(неважно, идет ли мультфильм или образовательная компьютерная детская
игра), то речевые звуки, не обращенные к ребенку, становятся пустым звуком
– не кому сказать, не к кому обратиться, чтобы еще раз повторили. Все это
порой доходит до такой степени, что дошкольникам легче изложить свои
мысли и желания криками, жестами и упрямством.
Такое поведение порой выражается в виде синдрома дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ). Такие дети становятся слишком
активными, импульсивными, нарушается концентрация внимания, они
отвлекаются на каждый внешний импульс, появляются проблемы в общении,
у них, по мнению взрослых, это не что иное, как проблема «дисциплины». На
самом деле истоки данной проблемы кроются во внешней стимуляции,
которые они привыкли получать с экрана. Нормальное общение не вызывает
у них удовлетворения, становится трудно понимать речь других, таким детям
просто скучно, неинтересно, они привыкли получать «другую» информацию.
Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере
приводит к тому, что ребенок становится пассивным в своей деятельности,
у него должным образом не развивается воображение, фантазия. У них нет
желания что-либо конструировать, творить, заниматься продуктивной
творческой деятельностью только потому, что на экране уже давно все
сделали за него, ничего больше делать нет необходимости.
Экран любого электронного устройства становится злобным
деформирующим фактором развития психики ребенка, особенно его
содержание, если оно не учитывает всех возрастных особенностей ребенка.
Содержание любой информации должно строиться на учете того, что
мировоззрение ребенка зависит от того, что он видит, слышит, ощущает в
данный момент времени: все, что окружает ребенка, в том числе и явления
природы – результат деятельности людей. Строя свою собственную картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, парадокс в том, что в этом периоде у дошкольника низкий уровень интеллектуальных возможностей и высокий уровень познавательных потребностей. Именно поэтому информационная продукция должна быть бережной, не ложной, не должна подменять ценностные общественные ориентиры, не блокировать развитие высших чувств – любви, уважения, долга, совести; не препятствовать возникновению первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо», эстетических переживаний «Красивое не может быть плохим». Мы не можем не принимать во внимание то, что современные дети
родились в век информационных технологий, хотим мы или нет, но мы не
сможем полностью оградить их от этого. Взрослые, родители должны понимать, что вводить компьютерные игры, обучающие фильмы,
мультфильмы надо после того, как дошкольник овладеет в полной мере
свойственную ему игровую и творческую деятельность. Просмотр «голубого
экрана» должен быть только под присмотром взрослого, оно должен быть
осмысленным. Предоставлять свободный доступ к информационной технике
можно только за пределами дошкольного возраста, когда ребенок готов
будет использовать их только по назначению – поиск нужной информации.

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести
лет, или 6+.

С 6 лет доступна информация, содержащая оправданные жанром и
сюжетом:
– кратковременные и ненатуралистичные изображения или описание
заболеваний (за исключением тяжелых) или их последствий в форме, не
унижающей достоинства человека;

– ненатуралистические изображения несчастного случая, аварии,
катастрофы либо насильственной смерти без демонстрации их последствий,
которые могут вызвать у детей страх, ужас или панику;

– не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или)
преступлений, эпизодические изображения или описание этих действий и
(или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается
их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к
лицу, их совершающим.

В жизнь ребенка постепенно вводится иная информация
(несчастные случаи, аварии, катастрофы, смерть, эпизодические изображения
преступлений). Это связано с тем, что ребенок помимо хорошей информации
должен знать, что все в этом мире не так уже и безоблачно, что есть и плохие
люди, и плохие поступки, что мир вертится не только вокруг него одного, не
все подчинено его потребностям.

Каковы же психологические новообразования и связанные с ними особенности восприятия информации в данном возрастном периоде?

Во-первых, ребенок готовится стать школьником. Школьное детство – это новая ступень в формировании индивидуальности ребенка, где разворачиваются жизненные события, в которых ребенок решает свои важнейшие проблемы развития. Дети начинают охранять границы собственного психологического пространства, которое, в первую очередь, распространяется на их личное предметное окружение, даже случайное их разрушение вызывает у них бурю эмоций. Таким образом, младшие школьники обозначают принадлежность вещи самому себе, она приобретает как бы более личные свойства. В норме ребенок может сказать «нельзя», поругаться с другим сверстником, если тот взял без спросу его предметы, вещи, даже подраться…Что сейчас? Сейчас в мире, когда дети, осваивая планшетные устройства, очень часть и подолгу после школы засиживаются в игры, где ведут драку с роботами, монстрами, ботами и тому подобными страшноватыми и обученными отвечать ударом на удар мишенями для оттачивания боевого мастерства. Жестокие агрессивные игры с потоками крови сегодня в моде. Рост агрессии на лицо, ребенок живет с вымышленными кровожадными героями, у которых нет ни семьи, ни прошлого, ни будущего. Тебя могут «убить» несколько раз за день, если ты не истребишь клан враждующих с тобой жителей какой-то неведомой планеты, а, чтобы заработать себе «новую жизнь» потребуется сделать что-то разрушительное и страшное. Родители, приобретая такие игры или закачивая их в Интернете, даже не задумываются над тем, что они нарушают закон об информационной безопасности детей. Дети в норме, как было показано выше, охраняют свое
психологическое пространство (вещи, предметы, собственное тело), но
сейчас в связи с тем, что, казалось бы, на их пространство никто не
посягается в реальном мире, а в виртуальном, наоборот, загнали в угол,
убили, то потребность ударить, отомстить обидчику проявляется в
ужасающих формах агрессии, жестоких поступках по отношению к другим.
Судите сами: так школьник из Новосибирска в 2008 году, игравший в
компьютерном клубе в Counter Strike, подстерег на выходе из клуба
17-летнего игрока, несколько раз убившего его в рамках игры.
Вооружившись кирпичом, он нанес обидчику смертельные побои…

Грубые действия в играх, в информационной продукции сопутствуют
появлению подобных же мыслей, чувств и поведения, у детей снижается
чувствительность к насилию, кроме того постоянная стимуляция
агрессивного поведения повышает уровень физиологического возбуждения.
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в
познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный
характер. В области восприятия происходит переход от непроизвольного
восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному
наблюдению за объектом. Представим себе школьника, который смотрит
неприемлемую для него информацию, что произойдет дальше? Он изучает и
наблюдает сцены насилия, жестокости (при этом не особо понимает, не
разбирается в сюжете), в память переходят основные яркие, особо
запомнившиеся моменты. Итак, изо дня в день. К какому-то времени у него в
памяти накапливается банк определенных жизненных ситуаций, которые он
когда-то видел, но значение и смысл ему никто не объяснил и другого он не
знает. Если у ребенка нет собственного опыта решения каких-то проблем по
взаимодействию с другими и нет значимого взрослого рядом, то он начнет
использовать именно тот сценарий, который отложился у него в памяти.
Как известно, в младшем школьном возрасте огромное значение для
формирования личности школьника является освоение общественнополезного труда. В ходе труда идет овладение нравственными ценностями,
неизменным качеством трудолюбия. В современных условиях это потенциальная готовность детей к активной деятельности, к построению своей жизни перечеркивается той информацией, которая доносится из всех медиаисточников: что в жизни не нужно прилагать усилий для достижения своих целей, что все дозволено, что все покупается, а за поступки никто ответственности не несет. Информация об устройстве мира, роли и места человека в нем становится ложной, ребенку она дается уже в готовом виде, не надо думать, размышлять. Современные исследования показывают, что дети не могут постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Они изначально хотят и умеют, если научить их, быть активными, самостоятельными в учебно-познавательной деятельности.

Возраст, с 6/7 до 12 лет – широкий спектр социально-психологических
отклонений в значимых для ребенка сферах жизнедеятельности и основных
расстройств возрастного психического развития на фоне неправильного
восприятия и потребления неконтролируемого количества деструктивной
информации. В сфере семьи это могут быть: стрессы у родителей и стойкие
внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребенка;
противопоставления родительских или семейных ценностей ценностям
ребенка. В сфере школы это: школьная неуспеваемость и конфликты с
учителем; высокая частота случаев смены школы при конфликтных
ситуациях; непринятие одноклассниками. Среди расстройств возрастного психического развития: проявление задержанного развития с личностным инфантилизмом, синдром дефицита внимания и гиперактивности, оппозиционно-вызывающие расстройства поведения и др.

Общественность, школа, семья должны знать главное: этот возраст с 6
до 12 лет является самым чувствительным для освоения моральных,
культурных норм, ценностных, духовных ориентаций
. В этом периоде
необходимо заложить установки для развития личности ребенка, для
самоопределения (через механизмы самопознания, рефлексии,
целеполагания), обучить основным навыкам делового общения, критического
мышления, сотрудничества, открыть перед младшим школьником
перспективы его реализации как полноценного члена общества, а также как
единственного ответственного за свою жизнь.

Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати
лет, или 12+.

С 12 лет доступна информационная продукция, содержащая
оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
– эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия
(за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа
процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается
сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к
жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях
защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или
государства);
– изображение или описание, не побуждающие к совершению
антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его
основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или
попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации)
наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ,
табачных изделий при условии, что не обосновывается допустимость
антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее
отношение к ним и содержится указание на опасность потребления
указанных продукции, средств, веществ, изделий);
– не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего
или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические
изображение или описание половых отношений между мужчиной и
женщиной, за исключением изображения или описания действий
сексуального характера.

Вообще подростковый возраст, начиная с 11 лет, является возрастом
врастания в культуру, когда индивидуальный субъективный мир молодого
человека входит в объективный реальный дух данной эпохи. Исходя из этого,
центральным новообразованием этого периода является открытие «Я»
ребенка, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.
Специалисты отмечают, что в последнее время детей все чаще
соблазняют именно для создания интернет-порнографии. Одно из первых
средств привлечения несовершеннолетних – чаты. С их помощью
злоумышленники стараются заставить детей сниматься в непристойных
фильмах, склоняют к сексу и даже похищают. Последствия таких действий
для детей хорошо известны: фактически, непристойные материалы, никогда
не исчезнут со страниц Интернета. Ребенок чувствует себя виноватым,
стыдится того, что его видеоролики, фотографии увидят другие, и из-за этого
стыдится рассказывать о случившемся близким ему людям.

Особый эффект оказывает на молодежь столкновение с любым видом
информационной продукции порнографического характера. Эти материалы
не только стимулируют и меняют подростковое представление о сексуальных
практиках, но и оказывают извращенное «образовательное» действие, служат
в качестве модели и руководства к действию. Конечно, разные страны по-своему борются с такими противоправными действиями по отношению к детям, тем не менее назвать достаточную защиту детей – пользователей Интернета в мировом масштабе нельзя.

Мобильный доступ к интернету за пределами дома и школы открывает
новые горизонты для общения и доверительных отношений между детьми и
незнакомыми взрослыми. При этом в большинстве национальных
законодательств не предусматривается обязанность поставщиков интернет
услуг, операторов телефонной связи или банковских служб информировать
органы власти и сотрудничать с ними в случае обнаружения
порнографических сайтов, в сети которых вовлекаются дети.
Чтобы помочь детям, имевших в своей жизни такой ужасный опыт,
необходимы огромные усилия взрослых, их неподдельная любовь и доверие,
необходимо способствовать восстановлению физического и психического
здоровья.

В подростковом возрасте самосознание человека находится в активной
стадии формирования. Подростки ищут себя в этом мире и поэтому все
время пробуют что-то новое. Интернет для них представляет собой
совершенно уникальное пространство для личностного и социального
самоопределения. Подросток в социальных сетях стремится найти себя
самого. Для подрастающего поколения характерно использование
агрессивных и шокирующих ников: Dark, Stella, Gothic Princess, I LOVE,
ROCK, ИЗГОЙ. В качестве образов дети чаще всего используют фотографии
знаменитостей, героев аниме, фотографии обнаженного тела.
Блоги и социальные сети могут играть неоднозначную роль в жизни
подростка. С одной стороны, они предоставляют уникальные возможности
для самоопределения личности, открывая доступ к огромному количеству
людей и социальных групп. В то же время некоторые особенности общения
подростков в блогах (высокий уровень активности, хаотичное блуждание по
интернет-ресурсам, агрессивная самопрезентация) являются потенциальными
источниками угроз для их безопасности, например, таких, как установление
случайных контактов с незнакомцами, вовлечение в антисоциальные группы,
возникновение различных конфликтных ситуаций. Негативная информация в этом периоде может нанести значительный ущерб
развитию личности ребенка, именно поэтому подросткам необходимо
оказать нужное педагогическое влияние через реальное взаимодействие,
потому что вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта
нравственные убеждения подрастающего поколения находятся в
неустойчивом состоянии.

Информационная продукция для детей, достигших возраста
шестнадцати лет, или 16+.

Информация с возрастным ограничением 16+ может содержать:
изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы,
заболевания без натуралистического показа их последствий, которые могут
вызвать у детей страх, ужас или панику;
изображение или описание жестокости и насилия (за исключением
сексуального насилия) без натуралистического показа лишения жизни или
нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и
отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за
исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и
охраняемых законов интересов общества или государства);
информацию о наркотических средствах или о психотропных и (или)
одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях
их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается
отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств
или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к
нецензурной брани;

не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного
характера изображения или описание половых отношений между мужчиной
и женщиной, за исключением изображения или описания действий
сексуального характера.

К концу подросткового возраста началу юношеского периода дети все чаще и чаще начинают задумываться над главным вопросом в их жизни: «Кто я?», появляется качественно новое новообразование – самоопределение. Именно поэтому этот возраст становится очень уязвимым и чувствительным к самоубийствам. Страшнее еще то, что в информационном мире все больше и больше появляются интернет-ресурсы, специально созданные для осуществления этого акта насилия. Интернет как мощное средство коммуникации молниеносно распространяет информацию о суицидах, существуют подробные инструкции, как это осуществить, что для этого необходимо, выложены фото жертв, подробное их описание. Суицид становится темой не только Интернета, СМИ очень часто и в подробностях описывают смерть, детали конкретного случая, создают событие, обращаются в прошлое. Такая негативная информация в буквальном смысле губительна для молодежи. Можно сказать, что современный молодежный мир поглощен массовой суицидальной эпидемией. Всем, кто работает с детьми, важно уметь распознать суицидальные предвестники данной попытки. Хотя на самом деле, мы сталкиваемся с тем, что сегодня любой вид информационной продукции
никоим образом не затрагивает смыслы жизни, в большей степени он
разрушает ее ценность.

  • Возможные риски в сети Интернет и рекомендации для родителей (законных представителей).

При общении в сети существует угроза подвергнуться рискам,  связанным с контактами с другими людьми, не всегда знакомыми в реальной жизни. Особенно опасен груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальные отношения. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), преступник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

1. Будьте в курсе, с кем взаимодействует в Интернете ребенок. Старайтесь регулярно проверять список его контактов, чтобы убедиться, что он лично знает всех, с кем общается.

2. Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии.

3. Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.

4. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует обратить на это внимание и провести с ним разъяснительную беседу.

5. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым Интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.

6. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит Ваш ребенок.

Кибербуллинг – преднамеренное и протяженное во времени агрессивное поведение по отношению к жертве, осуществляемое одним человеком или группой людей посредством различных электронных сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.

2. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

3. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей.

4. Объясните детям, что информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.

5. Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования сетью.

Кибермошенничество – один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.) с целью причинить материальный или иной ущерб.

Предупреждение кибермошенничества:

1. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети.

2. Установите на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу конфиденциальных данных или другие подобные действия.

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на посторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду наркотиков и действий, причиняющих вред физическому и психическому здоровью. Столкнуться с рисками такого рода можно практически везде: сайты, социальные сети, блоги, торренты, видеохостинги. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Предупреждение столкновения с неэтичным или противозаконным контентом:

– установите на компьютер специальные программные фильтры (при нажатии на вылетающий баннер вместо страницы будет всплывать пустое окно) или специальные программы, называемые системами родительского контроля (они позволяют родителям решать, какое содержимое могут просматривать их дети);

– приучите ребенка советоваться с взрослыми и немедленно сообщать о появлении подобного рода нежелательной информации;

– объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Научите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

– старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Они также способны снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать Ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

1. Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Подобные программы наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.

2. Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.

3. Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.

4. Делайте резервную копию важных данных.

5. Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты), но не используйте слишком простые пароли.

Если ребенок все же столкнулся с какой-либо угрозой в сети, и она
оказала на него негативное влияние. Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать. Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и в какой степени это могло повлиять на ребенка. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате Интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату — непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об агрессоре, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше.

Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной
зависимости:

1. Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье,
который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке
самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.

2. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены
сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не
противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

3. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно
придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из
возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется
ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без
посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с
компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не
более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

4. Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.

5. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и
физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также
приобщать ребенка к домашним делам.

6. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла
реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще
друзей ребенка в дом.

7. Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это
неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *